(8 8152) 42-13-10

Проблемы наследования с иностранным элементом в условиях санкций: новые позиции Конституционного Суда Российской Федерации

В наследственных отношениях, осложненных иностранным элементом, возможно возникновение конфликта при определении объема наследственных прав и их принадлежности. В делах о наследовании с иностранным элементом применяются специальные коллизионные нормы, позволяющие выбрать правовую систему и компетентный орган, который будет оформлять наследственные права. Вместе с тем порядок наследования имущества наследодателя, находящегося в иностранном государстве, подчиняется общим правилам об универсальном правопреемстве, закрепленным в пункте 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а также в пункте 2 статьи 1152 ГК РФ.

Наследственные отношения определяются по закону страны, где наследодатель имел последнее постоянное местожительство (п. 1 ст. 1224 ГК РФ): наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, — по российскому праву. Наследование движимого и недвижимого имущества имеет разный статус: наследование движимого имущества подчинено праву страны последнего места жительства наследодателя, а недвижимого — праву страны нахождения имущества.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или известно, но находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации в соответствии с правилами абзаца 2 статьи 1115 ГК РФ признается место нахождения на территории Российской Федерации недвижимого имущества, входящего в состав наследственного имущества, находящегося в разных местах, или его наиболее ценной части, а при отсутствии недвижимого имущества — движимого имущества или его наиболее ценной части1. По месту открытия наследства определяется и нотариус, уполномоченный выдавать свидетельство о праве на наследство, принимать заявление о принятии наследства, а также принимать меры по охране наследства и управлению им.

Однако в условиях неблагоприятной международной обстановки нарушаются принципы равенства и верховенства закона, гарантии защиты прав, свобод и законных интересов граждан в сфере наследования. Именно это произошло в условиях санкций и отсутствия дипломатических форм взаимодействия ряда стран с Российской Федерацией.

Толкованию порядка применения законодательства о наследовании в условиях санкций посвящено постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2024 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.Э. Стаценко». Речь шла о наследовании движимого имущества наследодателя — гражданина Российской Федерации, постоянно проживавшего в Германии, где он и скончался. Там же находится недвижимое имущество наследодателя. Нотариус разъяснил со ссылкой на пункт 1 статьи 1224 ГК РФ, что оформление прав в отношении движимого имущества умершего входит в компетенцию уполномоченных органов по последнему месту его проживания и по праву страны проживания. Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что действующее законодательство о наследовании, в том числе пункт 1 статьи 1224 ГК РФ, по своему содержанию не противоречит Конституции Российской Федерации, поэтому он не может использоваться нотариусом в качестве основания для отказа в оформлении наследственных прав гражданина Российской Федерации на принадлежавшее наследодателю — гражданину Российской Федерации, имевшему последнее место жительства на территории иностранного государства, движимое имущество, оставшееся на территории Российской Федерации, если без такого оформления невозможно дальнейшее осуществление наследником своих прав.

Надлежащее  обеспечение  прав и свобод граждан в отдельных случаях требует от правоприменителей учета объективных международных реалий, которые могут проявляться в значительном ухудшении всего спектра отношений с отдельными государствами, что и происходит в случаях принятия наследства, открывшегося за рубежом. Поэтому деятельность органов публичной власти не должна усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, попавших в сложную ситуацию. Напротив, принятие решений, направленных на содействие им, по мнению Конституционного Суда РФ, служит наиболее приемлемой и ожидаемой от органов власти реакцией. Органы публичной власти должны осуществлять толкование и применение норм российского права — тем более в правоотношениях, осложненных иностранным элементом, — так, чтобы в каждом случае достигалась наибольшая эффективность и исполнимость прав и свобод для российского гражданина, его интересы удовлетворялись при данных обстоятельствах наилучшим образом в соответствии с принципами справедливости и равенства2.

Конституционный Суд РФ отметил, что в случае обращения гражданина с заявлением об оформлении наследственных прав в отношении движимого имущества, оставшегося на территории Российской Федерации после смерти лица, имевшего последнее место жительства на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, содержащий положения, позволяющие разрешить вопрос о выборе соответствующего компетентного органа, а равно в случаях, когда сложившиеся обстоятельства объективно препятствуют взаимодействию с компетентным органом иностранного государства и оформлению наследственных прав или существенно затрудняют такое взаимодействие, российский компетентный орган либо исполняющее публичные функции лицо (нотариус) обязаны оценить в совокупности все обстоятельства дела и принять решение, которое в наибольшей степени способствовало бы обеспечению защиты наследственных прав российского гражданина.

Как прямо указал Конституционный Суд РФ, отсутствие необходимой правовой информации в ситуации, когда сложившиеся обстоятельства объективно препятствуют взаимодействию с компетентным органом иностранного государства, не должно становиться непреодолимым препятствием для реализации наследственных прав граждан. В таких случаях не рекомендуется руководствоваться возможными рисками возникновения в будущем наследственных споров, сама возможность такого конфликта не может быть сдерживающим фактором для оформления прав на наследственное имущество. Соответственно, требование наследников об определении отношении по наследованию движимого имущества по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, не должно исключать с учетом указанных обстоятельств оформление прав на наследственное имущество, находящееся на территории Российской Федерации, — именно данное положение при доступности для нотариусов и судов сведении о содержании такого права должно выступать правовым основанием для защиты наследственных прав.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9, Методические рекомендации по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 25.03.2019, протокол № 03/19).

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2024 № 12-П.

Президент Федеральной

нотариальной палаты,

председатель редакционного совета

Константин Анатольевич Корсик